Сервисное обслуживание. Полупром и вентиляция. 2.3. Канальный тип

Сервисное обслуживание. Полупром и вентиляция. 2.3. Канальный тип


На этом типе мы остановимся чуть подробнее. Канальные блоки относятся к так называемому скрытому типу монтажа, что подразумевает их «невидимость» в помещении. Располагаются они обычно за подвесным потолком или в специально отведенных помещениях для размещения элементов систем вентиляции и кондиционирования – венткамерах. Эта венткамера может располагаться как внутри здания, так и снаружи, иногда и на крыше. Забор и подача воздуха производится посредством системы  воздуховодов, рассчитываемых по сечению и протяженности.  Видимой же частью такой системы кондиционирования являются только различные конечные воздухораспределительные  элементы  (решетки, диффузоры, патрубки, сопла, анемостаты  и т.д.).   Очень часто «канальники» работают в связке с системой вентиляции, где могут присутствовать рекуператоры, калориферы, всевозможные клапаны, шиберы и прочие элементы, также требующие инспекции и обслуживания.

 

 

Фото 16. Черная коробка в центре фото – это и есть внутренний блок. Все остальное – наборка жестких воздуховодов с  щупальцами гибких

 

Теперь представьте, что все это хозяйство зашивается армстронгом. Обслуживать неудобно, но все-таки можно. А если наглухо гипсом? Думаете, такого не бывает?   Оставим это на совести проектантов, дизайнеров и прорабов. Что же можно сделать со всей этой техникой?  Для начала нужны чистые белые перчатки ))

 


Фото 17. Белый потолок не любит грязных рук.

 

Дальше,  все намного сложнее, темнее и грязнее, потому  белые перчатки откладываются  до лучших времен -  времен обратной сборки.  Зависимость от конструкции канального блока и адаптеров,  конфигурации сборки воздуховодов и еще куча всевозможных зависимостей определяют степень сложность доступа к внутренностям. Начинаем с простого. Два - три десятка «блох»,  чтобы только добраться до воздушного фильтра, острые края оцинковки и прочее  - не проблема для  настоящих индейцев. А их  проблемы, как известно, шерифа  не волнуют, шериф просто платит  ))

 

 

Фото 18 . Вон он, гад, во тьме маячит…

 

 

Фото 19. Иногда приходится работать и вот таким образом, лежа на подвесном потолке. 

 

 

Фото 20. Хотя, есть еще один вариант расположения внутренних блоков. Здесь, все же, удобнее – ну, хотя бы твердый пол под ногами .

 

Итак, мы в венткамере. Что дальше? Снятие всех частей воздушного фильтра,  разборка  элементов сбора и отвода конденсата,  демонтаж самого дренажного поддона  и далее по списку.   Приступаем…

 


Фото 21.  Этому фильтру досталось.

 

На особенностях и важности соблюдения чистоты фильтров канальных блоков остановимся  немного подробнее. Как вы уже поняли, доступ к этим фильтрующим элементам весьма затруднителен и  часто не под силу самому пользователю такой техники, в отличие от бытовой серии настенных кондиционеров, где практически любая обученная домохозяйка может хоть каждую неделю открывать крышку блока и мыть сеточки мыльной водичкой.  Как следствие – фильтры в таких системах кондиционирования могут не мыться годами. Не будем вникать в медицинские аспекты такой «экономии» на сервисном обслуживании, остановимся лишь на чисто технической стороне вопроса.  Как ни странно звучит, но канальные кондиционеры, будучи хоть и полу-промышленным сегментом, более болезненно переносят такое «удушение» по притоку воздуха, чем обычные бытовые сплиты. Это связано с их некоторыми конструктивными особенностями, что гораздо быстрее может  вылиться в не просто нарушение функционала, но  в о-о-чень дорогой ремонт. Поинтересуйтесь стоимостью  компрессора и его замены в полупроме хотя бы 15-20 кВт   мощности.

 

Не будем о грустном.  Далее предлагаем  просто, без нудных комментариев, посмотреть серию фото и,  возможно, проникнуться важностью хотя бы одноразового сезонного обслуживания систем вентиляции и кондиционирования такого типа.

 

 

Фото 22. Демонтаж дренажного поддона

 


Фото 23. Слив конденсата из поддона

 

 

Фото 24. Конденсат слит. Так выглядит сливной патрубок дренажа изнутри.

 


Фото 25. Осадок в дренажном поддоне после второго сезона работы. Не очень приятное зрелище

 

Все же, скажем несколько слов о санитарно – гигиенической  стороне вопроса. Все, что вы видели на  предыдущем фото, находится уже за фильтром, то есть в зоне, откуда вентиляторы нагнетают воздух в систему подающих воздуховодов. Когда кондиционер работает в режиме охлаждения, весь этот осадок  постоянно смывается с холодного испарителя  образующимся   конденсатом  по дренажной  системе. Таким образом, поддон постоянно самоочищается. Что же произойдет при сезонном переключении кондиционера в режим обогрева?  Значительная часть всех этих «вкусностей» останется в дренажном поддоне. Теплообменник  внутреннего блока начинает работать как конденсатор, нагреваясь при работе.  Все, что не успело смыться конденсатом,  высыхает, а вероятность попадания в систему подающих воздуховодов продуктов фильтрации в таком вот сухом виде, значительно возрастает.  Становится ясно, почему очень желательно провести сервисное обслуживание именно в период сезонного перехода  работы кондиционера  из  режима охлаждения  в режим  обогрева. То есть в где-то в сентябре-октябре.  

 

 

Фото 26. Мы внутри канального блока Mitsubishi Electric

 

 

Фото 27. Для осмотра воздуховодов и доступа к испарителю все это хозяйство также демонтруется и потом моется

 


Фото 28. Visual Checking

 

 

Фото 29. Примерно по таким лазил Б.Уиллис в „Крепком Орешке”

 

 

Фото 30 . Все, что можно открутить – откручено, что можно снять - снято.  Хотя…

 

…хотя, как мы уже упоминали, центральные системы кондиционирования зачастую работают в связке с системами приточно-вытяжной вентиляции, в которых  также хватает различных  фильтрующих элементов, участвующих в воздухообмене. Вот пример одного из них – рекуператор. Что  за зверь? Дело в том, что при работе стандартных установок наблюдаются значительные потери тепла при воздухообмене в режиме. Другими словами тепло с нагретым отработанным воздухом просто выкидывается из помещения по системе вытяжных каналов.  В основе же работы приточно-вытяжных установок бренда  Mitsubishi Electric лежит система Lossnаy, что дословно переводится как «без потерь». Что это означает?   Отработанный теплый воздух, нагревает свежий, поступающий в помещение, посредством вот этого самого рекуператора. За счет этого достигаются весьма значительные показатели экономии – до 70%! В бумажных рекуператорах происходит еще и влагообмен, что оказывается очень не лишним в период отопления.  Ну, а сама кассета рекуператора также имеет свои фильтры, которые нуждаются в периодическом обслуживании. Хотите посмотреть,  во что превращаются фильтры после пары сезонов работы приточно-вытяжной установки?

 

 

Фото 31.  Кассета рекуператора перед извлечением.

 

 

Фото 32.  Все демонтированные элементы систем пакуются в пакеты и выносятся на место их мойки и обработки

 

 

Фото 33.  Какая там рекуперация… пыльные валенки и выброшенные деньги за электроэнергию

 

 

Фото 34.  Профессиональный пылесос - в помощь

 


Фото 35.  Практически первозданное состояние

 

Теперь на очереди все то, что было демонтировано из внутренностей канального блока МЕ – фильтры, поддон,  вентиляторы.

 

 

Фото 36.   Грязная работенка предстоит, однако.

 


Фото 37. Дренажный поддон с осадком помните?

 

 

Фото 38.  И снова «Кархер». Не реклама

 

 

Фото 39. Гребные винты какие-то…в водорослях

 


Фото 40. Ну,  как-то так

 

Теперь можно приступить  к мойке и самого теплообменника.   Если Вы читали статью об обслуживании бытовой серии, то примерно представляете,  как это выглядит. Разница лишь в размерах, количестве «химии» и времени, потраченном на обработку, экспозицию и смывку моющего раствора, а грязь и там и здесь одинаковая.

 

 

Фото 41. Смывка раствора с теплообменника

 


Фото 42.  Нет, это не кисточка. Правка ламелей теплообменников также входит в перечень сервисного обслуживания

 

 

Фото 43. Теперь все это надо собрать в обратном порядке и желательно ничего не  перепутать. Например, какой стороной  ставить вентиляторы на оси ))

 

 

Фото 44. Ну да, тут еще сбоку под крышкой   кое-что с проводками всякими есть.

 

 

Фото 45.  Проверка  элементной базы платы управления  внутреннего блока. А вдруг термисторы «поплыли» или обмотки «подсели» - нужно проверить

 

Здесь мы показали примерный основной объем работ, выполняемый при обслуживании внутренних блоков систем  вентиляции и кондиционирования  полупромышленного  сегмента.

 

На официальном языке перечень проводимых работ выглядит примерно так:

-визуальный осмотр на предмет надежности крепления, повреждений, утечек;

- разборка/сборка потолочных конструкций;

- разборка/сборка корпуса; демонтаж/монтаж дренажного поддона;

- разборка/сборка и чистка дренажного насоса.

- правка ребер теплообменника;

-мойка фильтра, корпуса, дренажного поддона и вентиляторов щелочным (pH>12) раствором активной пены (Karcher RM-806 или его аналоги);

- мойка теплообменников кислотным (pH<5) раствором активной пены (Karcher RM-59 или его аналоги);

-демонтаж/монтаж адаптера, чистка дренажного трубопровода в пределах досягаемости ;

- антибактериальная обработка теплообменника, вентилятора, дренажного поддона и системы отведения конденсата антибактериальным средством (Лизоформин 3000 или его аналог);

-проверка, электронных компонентов управления,  электроконтактной группы, целостности изоляции электрокабелей.